Порошок, уходи! Чем убирают челябинские дороги

Для многих из нас рабочий день начинается и заканчивается с дороги. Если в пути вы не задумываетесь о пропускной способности, аварийности и прочих показателях — значит вы едете по хорошей дороге, а к хорошему привыкаешь быстро. Так уж вышло, что уборка дорог — стала больной темой для Челябинска. Зимний период прошлого года с треском провален компанией «Южуралавтобан». В 2016-м привилегия уборки, вместе с почти миллиардным контрактом, перешла в руки компании «Южуралмост». Выпадение первого снега — как  удар в гонг, в бое города со стихией, и горожан с администрацией. Мы посмотрели чем вооружились дорожники к предстоящей «холодной войне» и чем они же будут топить лёд в сердцах челябинцев.

В этом году городские дороги убирают по-новому. Раньше их просто посыпали солью, теперь — смоченной солью. Таким образом уменьшается расход, а следовательно наносится меньше вреда. Обычная вода бы заледенела. Поэтому NaCl смачивают раствором хлорида кальция — он не замерзает до -30°, благодаря чему техническая соль не разлетается по обочинам, и не так сильно разносится машинами.

 

 

Задача соли не растопить снег (так делают в Санкт-Петербурге), а не дать ему замёрзнуть и укататься, тем самым облегчив уборку и вывоз. Вот здесь, в ангаре 15х15 м, делают раствор на весь город-миллионник: хлорид калия размешивают в воде, а полученный рассол заливают в машины. Одна такая машина стоит порядка десяти миллионов рублей.

 

Если раньше на один квадратный метр полагалось 250 грамм соли, то благодаря смачиванию расход уменьшился до 50 грамм. Но это не аргумент для жителей, которые жалуются на раскисшую обувь. Дорожники с себя ответственность снимают — они занимаются проезжей частью, а чисткой дворов и тротуаров — коммунальщики. Вот, мол, к ним и претензии.

 

В мировой практике использование соли считается вредным. Коррозии, аллергии, попадание в почву и воды. Зоозащитники опасаются за животных, экологи за природу, пешеходы — за одежду и обувь. Выход есть, и даже вариантов несколько, но применимы ли они у нас?

 

Как там?

В Европе соль используют в крайнем случае и только на опасных участках. С гололёдом вполне справляются своевременной уборкой снега, каменной крошкой и гравием. Дороже, но экологичнее. В Швеции разбрасывают горячий песок, который въедается в укатанный снег и делает его шероховатым. Америка тоже сидит на химии — они используют хлорид магния, который значительно дороже и выливается бюджету в огромные затраты, но содержит меньше хлора. В Японии просто чистят снег и больше ничего не делают.

 

Для нас же использование смоченной соли уже прогресс, но применимы ли более экологичные технологии? Конечно это дорого, но всё познаётся в сравнении. Вся Канада тратит на содержание дорог зимой 1 млрд долларов, Челябинск — 1 млрд рублей.

 


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *